Добрый дантист

Заметки врача-программиста

Все, о чем вы знали, но боялись спросить

Previous Entry Share Next Entry
Костя: про любовь - 1
Добрый дантист
igrowing
В предыдущих сериях:
Костя: про козла
Костя: про день рождения
Костя: про велосипед
Костя: про гордость

- Костенька, кого ты больше любишь: папу или маму? - язвительная соседка любила вводить всех вокруг в сложные ситуации.
Для трехлетнего Кости это был очень сложный вопрос. Костя любил маму. Мама его кормила, играла с ним и учила всяким интересным вещам. А папу не любил. Папа почти не бывал дома. А когда бывал  - был пьян и от него плохо пахло. Но сказать это все соседке-сплетнице Костя не мог. Он в целом и общем любил свою семью. Даже младшего вредного брата, который тогда еще свою вредность никак не проявил.

*****

В свои три с небольшим года Костя понимал важность сплоченной семьи и взаимоподдержки. Его, Костю, удивляло насколько взрослые пренебрегают его пониманием и знанием. Так, взрослые не стеснялись в его присутствии обсуждать свои финансовые махинации или романтические похождения. А когда кто-то спохватывался и говорил: "Тише, тут же ребенок!", то всегда находился кто-нибудь другой, кто отвечал: "Да он еще маленький - все равно ничего не понимает!"
А Костя все понимал. И однажды даже заявил от этом. Взрослые только посмеялись: "Ну конечно понимаешь, малыш!" и продолжили обсуждать свои темы.
Причем они даже не удосуживались подбирать особые непонятные слова, а говорили всё открытым текстом. Например, в одном фильме Костя видел, что римские солдаты идут по городу с войны по "следам" левой ноги. И приходят в дом терпимости с пьяными и дико ржущими тётками.
- Мама, кто эти тёти? - спросил тогда Костя.
- Ну... это... плохие тёти, - сказала мама.
- А почему они плохие? Они красивые...
- Потому что они разрушают семью!
И когда в разговоре всплывало, что тамаркин муж пошел налево, Косте было совершенно ясно, что муж тёти Тамары ходит к плохим тётям. И что семейное состояние тёти Тамары перешло из "замужнего" в "хлипкое и шаткое".
А если бы взрослые просто использовали слово "адюльтер", Костя бы ничего не понял. Он узнал смысл этого слова только в старших классах на уроке французского.

*****

- Что ж ответить сварливой соседке, - думал Костя, - чтоб и не соврать, и семью не запятнать? Нелюбовь к папе - это плохо. Это значит, что папа недостоин его детской любви. А значит и мама выглядит в плохом свете, что замужем за плохим человеком. Значит и мама не любит папу.
- Я их обоих одинаково люблю, - выпалил Костя и убежал, чтоб соседка не увидела, что он покраснел от вранья. Но это была "белая" ложь. Вранье во благо семьи, уговаривал себя Костя. Когнитивный диссонанс Фестингера, однако.

*****

Костя, как и все дети в его возрасте спрашивал:
- Мама, а ты меня любишь?
- Ну конечно люблю, - отвечала мама.
- И я тебя очень-очень люблю, - говорил Костя, обнимал маму и вдыхал ее запах. Мамин запах.
Причем Костя любил не только маму. Но и дедушку с бабушкой. У дедушки всегда были интересные журналы с картинками, а бабушка угощала Костю вкусным коричным пирогом. И дядю Витю Костя тоже любил. Хоть дядя постоянно разъезжал по командировкам и видеться им доводилось в лучшем случае раз в полгода, встречи эти были очень яркими. Дядя Витя почти ничего не дарил Косте. А если и делал ему подарки, то через маму. И Костя не знал, что это от дяди Вити. Так дядя Витя помогал Костиной семье - он знал, что родители покупают детям только жизненно необходимое. А детям хотелось игрушек и развлечений. Дядя Витя был очень красивым мужчиной. И с ним было очень интересно. Он всегда находил как занять Костю чем-нибудь, чем Костя до этого не занимался. Костю дразнило то, что он не умеет чего-то и он сосредоточенно увлекался новым занятием. А когда не получалось, дядя Витя легко и с шутками помогал Косте.
Всех этих людей Костя любил просто помому, что они есть. И потому, что он чувствовали их любовь к себе.
Но всех их он любил чуть-чуть по разному. Вспоминая о каждом любимом человеке Костя строил ту или иную ассоциацию. И от любимого человека он ожидал той или иной, присущей только для него реакции.

Костя видел в кино атрибуты проявления любви: взгляды, цветы, держащиеся руки, романтическая музыка. Веришной проявления любви, как ему казалось, были поцелуи. Из всех взрослых Костя целовал только маму в щеку, когда она его оправляла в садик. Да и то только потому, что мама щеку подставляла, а Косте было неудобно "не поцеловать". Сам он этого не хотел.
Но один вопрос приходил к Косте снова и снова. И мальчик не находил ответа:
- Почему взрослых я просто так люблю и не хочу их касаться и с ними целоваться? А вот с Наденькой из младшей группы хочу держаться за руки, хочу подарить ей цветы и и хочу с ней целоваться... Ей тоже три года. А с Сашкой, с другом - не хочу. Ему ведь как Наденьке и мне - три годика.
Подробности о Наденьке смотрите в следующей серии... :)
А пока, для затравки, совершенно обалденное выступление Ефима Шифрина aka koteljnik.

Оригинальный текст выступления.

*****

Однажды заболела Костина учительница. Ее заменяла другая учительница. Хм... Уже хорошее начало - как анекдот. Костя на тот момент во втором классе. Должен был быть урок чтения, но вместо этого учительница решила поговорить о дружбе народов. Для наглядной демонстрации многонациональности класса учительница попросила каждого встать и назвать свою национальность. Кого только в классе не оказалось, помимо русских: казахи, казаки, армяне, азербайджанцы, украинцы, даже один удин. У Кости был друг с первого класса - Фима. Фима был немного тормозной. До него туго доходило. Но когда он что-то понимал, то запутать его было практически невозможно. Фима был рослый и добрый мальчик. И он часто защищал Костю, потому что они - друзья. Когда подошла очередь Фимы представить классу свою национальность он встал и сказал:
- Я  - европеец!
- Евреец ты! - отпарировала учительница. - А правильно - "еврей".
Тут и там дети стали хихикать и показывать на Фиму пальцем. Фима стал краснеть и потихоньку сползать на свое место.
Тут вступился Костя:
- Придурки! - громко обратился он к классу. - Что смешного?
Тут же его сбил с ног удар в спину от главного хулигана класса Эдика и началась драка. Как сказал бы товарищ Макашов "снова из-за евреев был сорван урок в школе". А Косте показалось, что урок был сорван из-за дурацкого опроса. Дружба народов не удалась.

*****

Косте интересно было разговаривать с Фимой. Фима обсуждал все обстоятельно и терпеливо. По взрослому. Как-то они разговорились о любви к родителям.
- Ты маму любишь? - спросил Костя.
- И маму, и папу очень люблю, - признался Фима. И это была правда. У Фимы был добрый папа. Не пьяный. Он занимался с Фимой всякими итересными вещами - выпиливанием машинок, запуском подводных лодок из фанеры и постройкой ракет из картона.
- А тебя папа и мама любят?
- Конечно любят! Кого же им еще любить? - Фима был единственным ребенком в семье.
- Ну не знаю... Вот как это бывает, что мама любит и тебя, и твоего папу? Скольких человек можно любить одновременно?
- Ты не сравнивай, мы ж с папой совсем разные.
- Значит можно любить по одному человеку каждого вида? Интресно, а сколько видов людей бывает?
- Папа говорит, что все люди одного вида. Даже негры того же вида, что и мы. А вот расы у нас разные. И мы с тобой немного отличаемся, потому что у нас национальности разные. И внутри одной национальности люди отличаются...
- Как ты с твоим папой?
- Ага.
- Так чем же вы отличаетесь с папой?
- Может размером? Он большой, я маленький еще...
- Значит когда ты вырастешь, твоя мама одного из вас разлюбит?
- Кость, ты совсем дурак? Как же она нас разлюбит? Она ж ма-а-а-ма! - этот довод показался им обоим убедительным и логичным.
- Как-как... Каком кверху! - засмеялся Костя - Так папа говорит.Погоди, значит, если наш с братом папа большой, а мы маленькие, то наша мама может любить только одного из нас?
- Да не должно быть так... Мамы должны любить всех своих детей. А то один ребенок будет завидовать другому и делать ему пакости.
- Во! Мой брат мне постоянно всякие гадости делает. Может мама все-таки только меня любит, а брат это видит и мне завидует?
- Да не может этого быть. Твоя мама вас обоих любит.
- А может твой папа и меня заодно полюбить? Меня мой папа не любит. И мне любви не хватает, - пожаловался Костя.
- Как это "папа не любит?" - удивился Фима. - Кого ж он любит?
- Да похоже никого. Он водку любит. А водка... Ну не знаю, любит ли водка нашего папу. Но они с водкой - не разлей вода!
- А твоя мама папу любит?
- Наверное любит, - предположил Костя. - Иначе зачем она его терпит?
- Значит, по-твоему, если кто-то кого-то любит, значит он его должен терпеть?
- Ну, выходит, что так...
- Значит твоя мама и тебя с братом терпит? - совсем уж обнаглел Фима.
- Ну меня тепреть не надо. Я ж хороший. Послушный. Уроки сам делаю. Помогаю маме. А вот брательник - это совсем другая история. Его все терпят. Даже я.
- Нет, все-таки терпеть и любить это не одно и то же, - резонно заметил Фима. - Иначе зачем придумали два разных слова?
- Ну а что значит "любить"? Дарить цветы, шоколадки и машинки? - спроецировал Костя свое видение любви.
- Дарить... Это ты хорошо сказал. Только не шоколадки, - Фима жил в достатке и не видел в шоколаде особенной ценности. Шоколад всех видов и мастей лежал у них в серванте. Надо только было получить разрешение его слопать. И Фима продолжал философствовать. - Дарить время, например. Я понимаю, что мои родители бывают очень заняты, но они всегда найдут время, чтоб объяснить мне математику или рассказать какую-нибудь интересную историю.
- А еще разрешить тебе съесть шоколадку - это тоже "любить", - не унимался Костя.
- Ну да, или зимой разрешить пойти играть в снежки без шапки... - мечтательно произнес Фима.
- И еще пить холодную воду из-под крана, - подхватил Костя.
- Ага, а потом лежать больным в постели с температурой. И мама с папой по очереди будут приносить тебе чай и лекарства.
Костя опустил Фиму с облаков на землю:
- Я вот только не могу понять: если мама заботится обо мне, кормит меня, покупает мне одежду, то есть она меня любит. Зачем же она так часто ругается на меня и бьет?
- Что, просто так бьет? - поинтересовался Фима.
- Иногда за дело, конечно. Например, когда я занавеску на кухне спалил. А иногда - несправедливо. Когда велик домой притащил.
- Вечно ты все осложняешь, Кость. Она, может, в тот момент считает, что это для твоего блага. Я в кино видел: говорят "Бьет, значит любит".
- А ты сам как своих маму и папу любишь? - полюбопытствовал Костя.
- Я делаю то, что им нравится. Уроки учу, хорошие оценки приношу, стараюсь не огорчать маму и папу.
- Ну да. Как же мы еще можем любить? Мы еще маленькие.
- А что у тебя с Оксаной? Ты ее любишь? - вдруг вспомнил Фима.
Костя поморщился. Он не ожидал, что друг наступит ему на больную мозоль.
- Нет, конечно! - Костя всегда отводил взгляд, когда врал. И врать он не любил, но иногда у него были очень веские причины, чтоб не сказать правду. - Мы просто сидим за одной партой. Нас посадили.
- Ну раз ты не против, тогда я буду ее любить! - заявил Фима. - Это ж самая красивая девочка в классе!
- Будешь делать за нее уроки, не огорчать и приносить ее маме хорошие оценки? - съязвил Костя.
- Ну ты глупы-ы-ый! - засмеялся Фима. - Буду ее рюкзак носить, защищать ее буду от других мальчишек, подарю ей шоколадку.
Костя удивился. Оказалось у Фимы был целый план! Он надул губы и сказал:
- Ничего у тебя не получится. Она в противоположной стороне от школы живет, чем ты... Да и засмеют вас! - добавил Костя, основываясь на собственном жизненном опыте. Но об этом в следующей серии ;)

Из этого разговора Костя вынес много полезного для себя. Но не узнал самого главного:
- Скольких все-таки человек одного типа можно любить одновременно?
- Зависит ли ограничение по числу любимых людей от типа?

*****

Костя часто слышал по телевизору, от воспитательниц в детском саду и от учителей в школе про любовь к Родине, к стране или любовь к своему городу. Этого всего он вообще никак понять не мог. Потому что никто ему не мог ответить на самые простые вопросы:
- А что такое "Родина"? Там где родился? 
- Я родился в том роддоме в этом городе. Где заканчивается моя Родина?
- А у мальчика на том конце страны такая же Родина как и у меня?
- Он ведь родился в совсем другом месте. Почему Родина у нас одна и та же?
- То есть мой город это Родина того мальчика, которого я даже не знаю?
- А за что мне любить Родину? Она обо мне не заботится. Она меня не любит. Меня мама любит. И она обо мне заботится.
- Моя Родина тоже меня любит? Папа сказал, Родина нас всех любит по всякому, во всех позах. А мама велела ему заткнуться. Если Родина нас любит - зачем это скрывать?
Конечно, учителя отвечали на вопросы Кости как могли. Но Косте их доводы и ответы казались пустыми словами, выученными заготовками, лишенными всякой логики и смысла. И учителя вызывали Костиных родителей в школу на профилактические беседы. И тогда Косте становилось очень стыдно, что он не любит свою Родину и свой город. Потому, что мама уставшая срывалась с работы, чтоб выслушивать пустые и безосновательные упреки учителей. Маму это огорчало, и она шла домой с Костей за руку совершенно молча. И радости в жизни мамы становилось еще меньше. Она даже несколько раз пыталась своими словами ответить Косте на те же простые вопросы. Но Костя опять видел в ответах учительские зазубренные предложения. И тогда он решил не огорчать больше маму. Ответы на свои вопросы он помнил. И в нужных ситуациях вел себя "как нужно", хотя, это было глупо.
Так Костю научили лицемерить.

*****

И город свой Костя не любил. Не мог любить. Зато он любил кататься по городу на своем велике. Он заезжал в разные районы города. Причем строго по карте города он построил план, какие районы в каком порядке он будет исследовать. Проезжая по улочкам и дворам Костя запоминал названия улиц, учреждений, магазинов, нумерацию домов и пр. Частенько его отлавливали местные ребята из того района, где он катался и лупили его. Только за то, что он "из другого района". Костя понимал всю дикость таких нападений и воспринимал это как "цену знания". Как только синяки заживали, он снова выкатывал велик и отправлялся навстречу новым приключениям.

Костя очень хорошо знал свой город. Даже лучше, чем все те, кто кричал, что любит свой город больше жизни. И лучше многих взрослых. Когда кто-то спрашивал "где находится ЖЭК-17" Костя мнговенно мог сказать как туда доехать на велосипеде. Часто ему не верили - откуда мелкий пацан может это знать?

Любовь к городу и к стране Костя воспринимал как "любовь к воздуху или к Юпитеру". Ты можешь наслаждаться воздухом, или осознанием массы и размера Юпитера. Но ни воздуху, ни Юпитеру не станет теплее от твоей любви. Как и городу, как и стране. Любить неодушевленное - это любить в одну сторону. Только получать удовольствие от предмета любви, ничего не давая взамен. А Костя не был эгоистом. Он не мог просто брать и ничего не давать. Он мог любить только одушевленное: маму, Оксану, или, на крайняк, дворового котёнка.

  • 1
интересно.. Знаешь, задавать вопросы "а почему так или вот так?" не буду, а то словно попытка разобрать на школьном уроке прочитанное произведение получится.)) Просто скажу - мне очень нравится читать..

Спасибо, Викусь.
Всегда интересно поковыряться в голове другого человека. Тем более, заглянуть в голову ребенка.
Если хочешь - велкам в скайп - обсудим твои вопросы. Я ведь не профессионал, наверняка многое упускаю. Одна голова, как говорится, хорошо, а две - уродство лучше!

давай..) щас загружу скайп )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account