Добрейшей души человек (igrowing) wrote,
Добрейшей души человек
igrowing

Categories:

Прокладка

Однажды я стал рассказывать приятелю про все эти упражнения с экстремальными ситуациями, поломками, отключениями. А на следующий день мы должны были лететь.
- Зачем ты мне все это рассказываешь? Мне же страшно!
- То что ты сам себе, да и мне признался в страхе - это уже подвиг, - говорю.
Я рассказываю людям про экстремальные ситуации не для того, чтоб напугать. Да и не всем рассказываю. Только умным людям. Умные могут понять, что знание - сила. А теория, подкрепленная практикой - это безопасность. И в авиации безопасность, может, даже важнее аэродинамики. Шучу, конечно. Но в каждой шутке...

 

Люди, в массе своей, смотрят на самолет, как на летающий автобус. Это распространенное заблуждение. Ведь не зря самолеты называются "воздушными судами".
- Связь со средой удержания - нежесткая: волны, воздух... Одна фигня.
- Принципы движения схожие - задержка в реакции судна на управление. Ну да, в воздухе это меньше заметно. Но и скорости больше...
- Навигация: тот же компас, те же поправки, те же карты Ламберта и Меркатора. Ну да, в авиации есть радиомаяки еще.

Главное отличие между водным (не включая подлодки) и воздушным судном - это путешествие в 3-х измерениях. А не в двух. как во всем остальном поверхностном транспорте. Третье измерение открывает человеку массу новых ощущений. Для человека не все новые ощущения привычны и понятны - они ведь новые. И здесь уже мы встречаемся со стандартным привычным страхом - боязнью нового. Люди консервативны с рождения. Сколько раз вам доводилось слышать такой разговор родителя и ребенка:
- Съешь вот это.
- Не буду!
- Почему?
- Я это не люблю.
- Но ты ведь еще не попробовал!
- Все равно не люблю!

Люди ассоциируют прошлый опыт или знания с новыми данными. Например, кто-то упал со стула, с дерева, с крыши и сломал ногу/разбился. Значит - высота это опасно. Не вникая в детали, люди делают ошибочное обобщение. Например, мама моего друга-летчика каждый раз перед полетом говорит ему:
- Лети низко и медленно!
Она даже не хочет понять, что это самый ОПАСНЫЙ полет. Слишком велика вероятность срыва и нет высоты для выхода. Но с ее точки зрения - это наиболее безопасно. Она, как и многие люди, упускает одну маленькую деталь:
Самолеты построены, чтобы летать!

Они плохо ездят по земле, еще хуже плавают. Но летают они по определению замечательно. Даже в простом самолете при отказе некоторых систем возможна безопасная посадка. Именно для этого пилоты и репетируют всякие отказы. В итоге - самая важная деталь для безпасности самолета и пассажиров - это прокладка между креслом пилота и штурвалом.

Пилот - как врач. Слишком уж специальные знания нужны в каждой из этих областей и интуиция тут бессильна. Либо на него можно положиться, либо нельзя. Но вот если вы попали один раз к плохому врачу, то каждый следующий раз вы будете сомневаться в следующем враче. С пилотом сомневаться не придется :)
Поэтому пилотам "закручивают гайки" гораздо серьезнее, чем врачам.
Хороший пилот - как хороший врач. Летчику нужно просто доверять, когда вы - пассажир. Даже когда пассажир - летчик.

Итак, страх. С ним есть 2 метода борьбы (насколько я знаю).
1. Метод проб. Убедить человека сделать то, чего он боится. Человек увидит сам, что это не страшно, не опасно и страх пройдет. Так поступают с детьми, которые боятся парикмахеров. Их просто ведут в детскую парикмахерскую с игрушками и парикмахером-клоуном. Ребенок плачет пару минут после входа, а потом даже уходить не хочет. И с тех пор с удовольствием ходит стричься.

2. Интеллектуальный метод. Это метод передачи информации для анализа и логического убеждения в безопасности. Этот метод имеет серьезный недостаток: он действует на онечь ограниченном круге людей, которые:
- Имеют интеллектульные способности намного выше среднего;
- Не отвергают прием новой информации (open minded).
Т.е. с маленькими детьми и большинством взрослых этот метод бессилен.
Именно это мой любимый метод. Он работает всегда с минимумом усилий - просто расскажи человеку что к чему - а дальше он все сделает сам :)
 


Так мой приятель и сделал - он задал мне те вопросы, которые, по его мнению, обеспечивают ему полное спокойствие. Получив ответы, он проанализировал ситуацию и спросил:
- Значит, чем мы будем выше и быстрее, тем безопаснее? А почему на посадке выпускают закрылки? А почему тогда с закрылками всю дорогу не летят? И т.д.

Подробные объяснения аэродинамики, механики полета, устройства самолета и его механизмов дают 2 побочных эффекта:
1. Repetorum mater studiorum est. Сам пилот лучше будет помнить и понимать свои профессональные знания.
2. У пассажира возникает чевство уверенности в "прокладке" между сиденьем пилота и штурвалом. Ведь чаще всего неподготовленность (некачественность) этой "прокладки" ведет к авиакатастрофам.

Человек вошел в тему, поборол страх и получил удовольствие от полета.

Tags: aviation, психология
Subscribe

  • Виа феррата Мемория

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Известна также под названием Феррата Вайонт.

  • Виа феррата Сасс де Рочья

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Известна также под названием Феррата ди Ласте.

  • Виа феррата Пьяццетта

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Смотрим на облака сверху. А дождь идет снизу.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Виа феррата Мемория

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Известна также под названием Феррата Вайонт.

  • Виа феррата Сасс де Рочья

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Известна также под названием Феррата ди Ласте.

  • Виа феррата Пьяццетта

    Обзор и практические советы по проходу ферраты. Смотрим на облака сверху. А дождь идет снизу.