Добрейшей души человек (igrowing) wrote,
Добрейшей души человек
igrowing

Categories:

Костя: о собаках и людях

Несмотря на разногласия с вредным младшим братом, в одном Костя разделял его порыв. Оба мечтали о собаке. О маленьком пушистом комочке, с которым можно играть, которого можно научить делать всякие прикольные штуки, и который будет предан хозяину. "Мам, купи собаку!" не прекращалось несколько лет.
Мы будем ее кормить, играть с ней, дрессировать и выгуливать ее. Да, мы будем за ней убирать и мыть. Будем ее купать. Нет, не только на неделю. Навсегда!

И однажды мама принесла домой щенка. Да, это радость со слезами на глазах. А дальше начались трудовыебудни.
Долго ссорились и спорили, как его назвать. Каждый приводил свои аргументы в пользу каждого предложенного имени – чтоб рычало, чтоб не заезжено, чтоб коротко и быстро выкрикнуть, чтоб юнисекс, чтоб имя живое, чтоб не в названии еды или какого-либо имени собственного – человеческого или фирменного. Сошлись на Ралли. Гулять с-Ралли!
Сначала  Ралли всего боялся. Он тщательно обнюхивал все предметы в зале, пока не успокоился и заснул под стулом в углу. Так день за днем щенок обследовал комнату за комнатой, возвращаясь к облюбованному стулу на отдых. Костя заметил, что щенок ест, играет, и учится примерно от 30 минут до часа. Быстро устает. Большую часть дня Ралли спал. Когда работал телевизор, щенок менял положение головы несколько раз. Но звук от этого не становился тише. Тогда Ралли переходил на другое место, где тише, и спал там. Вот интересно, - подумал Костя, - собака принимает мир как он есть, не пытается его изменить под себя. А всего лишь ищет в нем место для себя. Вот бы люди, обыватели, это поняли. Не такие как Авиценна, Ньютон и Петр I, а такие как мои родители да и мы с братом. Всем стало бы проще жить. Позже Костя узнал о медитации – о навыке и способности концентрироваться на настоящем и сущем, не принимая в расчет прошлое, будущее и виртуальное.

Потом у Ралли начался "грызной" период. Он грыз все: руки и ноги домочадцев, обувь, мебель, и все, что забыли на полу или случайно упало. За полминуты щенок мог разгрызть рулон туалетной бумаги на шнурки и перья. Приходилось все поднимать выше уровня досягаемости Ралли. Как пошутил дядя Витя – уровень жизни семьи поднимается. Мама налетала на Ралли с упреками и шлепками, когда обнаруживала шкоду.
- Мам, не бей его, - вмешивался Костя, - он ведь не со зла!
- Воспитатель нашелся! – парировала мама. – Надо его научить, что можно и чего нельзя.
- Но ведь Ралли живет в настоящем моменте. Он не помнит, что это он сгрыз твою босоножку. Вот если его поймать с поличным, пока грызет, тогда можно и научить. А так – ты просто доминируешь над ним без причины. Он это воспринимает как мучение от всевышней силы, а не наказание за проступок и уж точно не как воспитание. Это как если кирпич упал бы мне или тебе на ногу по дороге домой, как ниоткуда.
- Кирпич на ногу? - задумалась мама. – Не убьет, но кость сломает. Больно и надолго. Но значит и в момент шкоды наказывать шлепком или пинком ему тоже больно.
- Значит да. Так уж устроены мозги – и наши, человеческие, и у животных. Мозги решают, что делать в каждый конкретный момент. И мы делаем что-то одно – решаем задачку по алгебре или грызем ножку шкафа. Как ты думаешь, почему так?
- Почемучка! – мама лукаво улыбнулсь. Костя знал эту улыбку. Она означала, что мама не знает ответа на вопрос и сейчас что-нибудь придумает. "Шоу начинается" – подумал Костя. Мама же увидела, что ребенок внемлет ей широко открытыми глазами, и широко раздвинутыми ушами. – Видимо потому, что концентрация на одном действии - это предел мозга. А еще это означает, что мозг во время одного действия НЕ делает все остальные.
- То есть, пока Ралли грызет обувь, он не ест, не спит, не играет, не грызет игрушку, и не бегает за мячиком. Поскольку мозг делает что-то одно, то все другие дела и события не делаются. Значит, когда мы просим кого-то что-то НЕ делать, по сути мы не просим ничего конкретно. Так?
- Точно! Он концентрируется на том, что попросили, только без "не" и делает именно это. А нам кажется, что назло. Хотя мы сами не дали четких инструкций, что конкретно все-таки делать. А давай тогда подменять ему то, что он делает из запрещенного на то, что можно делать в момент, когда он шкодит? – предложила мама.
Договорились всей семьей быть внимательней к Ралли: хоть краем уха "следить" за ним. Если что-то точит, то прикрикнуть на него и дать какую-нибудь игрушку. Отвести от места шкоды, убедиться, что играет с игрушкой и похвалить, погладить.

Так Ралли довольно быстро осваивал границы дозволенного. Конечно, щенок постоянно тестировал хозяев на тему расширения границ и делал либо что-то новое, либо что-то из запрещенного старого и смотрел на реакцию. Если хозяева сердились и подменяли занятие, то границы подкреплялись и обновлялись.
Пока родители были на работе, а младший брат в продленке, Костя делал домашку. Чтоб потом, когда все в сборе, посвятить время семейному общению. С повлением Ралли стало трудно делать  домашку в зале, за обеденным столом. Однажды Костя сразу после школы заперся в детской и решил не выходить, пока не доделает уроки. Ралли скулил под дверью детской, скреб пол и наличники. Косте было жалко щенка и тяжело слышать его стремление к общению. Но Костя решил проявить твердость духа и не впустил Ралли. Минут через 20 Ралли сдался. Так подумал Костя. Он доделал уроки и вышел из детской. Ралли спал под стулом. Костя решил не будить щенка, а начать готовить ужин для родителей. На кухне стоял запах... да, его самого. "Не может быть! Ралли ведь знает когда выгул и когда можно! Как же так?!" – подумал Костя.
Но, не пойман – не вор. Костя не разбудил собаку и не наказал его. Ведь сам виноват. Обделил щенка вниманием и не поощрил ничем. Может Ралли и скреб дверь,  чтоб выйти погулять. А может просто решил сделать "то, что нельзя" чтоб привлечь внимание хозяев. Так Костя понял, что внимание – краеугольный камень отношений. И что нельзя в отношениях принимать решения в одностороннем порядке. Нужно договариваться с партнером.

Ралли оказался смышленым малым и легко поддавался дрессировке. Ведь всего-то надо соблюдать простые правила:
- Вести нос щенка лакомством до нужного действия или позиции. Так собака понимает, что от нее хотят.
- Поощрять лакомством, словом и лаской за удачное действие или игнорировать неудачные действия. Полезно взять на вооружение "обнуляющее слово": если собака игнорирует команду или плохо ее исполняет, "обнуляющее слово" информирует собаку и человека, что попытка упражнения отменена и лакомства не будет.
- Быть постоянным с терминами, жестами и командами. То есть, не чередовать "Ко мне", "Подойди" и "Иди сюда". Выбрать одну фразу и использовать только ее для требуемого эффекта. Можно использовать разные фразы, но тогда для щенка это будут разные команды и процесс дрессировки растянется.
- Постепенно, когда щенок хорошо освоит полную команду (Слово + жест + лакомство + поощрение), выводить то одну, то другую переменную из равенства. Например, Слово + жест + лакомство или Жест + лакомство + поощрение, и т.д.
Это называлось "Выработать условный рефлекс". А условный рефлекс вырабатывается на основе основных инстинктов: еда и удовольствие в данном случае.
В процессе дрессировки Костя проникся двумя выводами:
1. Условный рефлекс в биологии очень похож на простейшую команду в программировании "Если то, то это".
2. Рефлекс – не мыслительный процесс. Хотя у большинства людей также легко выработать условный рефлекс, рефлексирующие не задумываются о том, что и почему они делают. Чем же люди тогда отличаются от животных?

Играть с Ралли было очень увлекательно. Хоть Костя с братом пытались вести игру, собачья скорость и реакция бросали серьезный вызов мальчикам в тактике игр. Нужно было договариваться о тактике игры, как первобытные люди договаривались о плане охоты на мамонта. Как младенец в семье улучшает связь между родителями, так щенок улучшил общение между братьями.
Потискать Ралли было особым удовольствием. Мягкий теплый мохнатый комочек в ответ на внимание пытался облизать Костю. Ну и погрызть слегка... Не без этого. Поэтому Костя с братом использовали любой свой сободный момент и время пока Ралли не спал, чтоб его погладить.
Однажды, пока Костя готовил особо долгую и трудную домашку, он услышал из зала:
- Эй! Нет, отстань! Пошел вон.
Костя пошел посмотреть, что происходит. Брат сидел на диване перед телеком с джойстиком, а Ралли стоял на диване и лез брату в лицо.
- Воюете? Чья берет? – поитересовался Костя.
- Он мне играть мешает, в лицо лезет, руки кусает, - жаловался брат.
- Странно. Ты ведь сам его на диван таскал, чтоб потискать. Наконец Ралли научился залезать на диван. Чему же ты не рад?
- Ну так когда я с ним играю, пусть залезает на диван. А сейчас я играю в видеоигру, и он мне мешает.
- Мне это понятно. А теперь посмотри на ситуацию глазами Ралли. Еще утром человек радовался, что я смог залезть на диван. Я хочу его снова порадовать, а он сердится. Может я плохо залез? Давая я слезу и залезу снова! Сейчас лучше? Человек, ты рад?
- Нет, я не рад, - насупился брат. – Кончай придуриваться, Костя.
- Хм... Опять же с точки зрения Ралли, придуриваешься ты. Помнишь папа рассказывал про начальника самодура?
- Это про того, который иногда хвалит за любознательность, а иногда ругает? Как вожжа под хвост попадет?
- Ага, про этого. Тот начальник просто знал что-то, чего не знал папа. Поэтому одно и то же действие папы расценивалось по разному в глазах начальника. С учетом бОльшего знания начальник был прав. Хотя с точки зрения папы, который не видел всей картины, начальник – самодур. Вот и Ралли на тебя также сейчас смотрит, как папа на того начальника.
- Хорошо, тогда как мне объяснить Ралли, что когда я на диване и у меня джойстик в руках, то он персона нон-грата? – брат решил проявить креативность. - А без джойстика – добро пожаловать.
- Это потребует от собаки логического мышления. Вот ты сам умнее собаки? Можешь ответить, должен ли брить себя брадобрей, который поклялся брить только тех, кто не бреет сам себя?
- Ну, если он сам себя не бреет, значит он должен себя побрить, - начал брат. – Но тогда он бреет сам себя, а это противоречит его клятве. Значит ему нельзя себя брить. А тогда...
Младший брат завис. Костя помог:
- Это риторический вопрос. Его цель не ответ, а демонстрация, насколько слабы люди в логике. Конечно, это экстремальный вопрос. Но ты еще сталкнешься с людьми, которые не в состоянии мыслить логически. То есть не могут оперировать понятиями "и", "или", и "не". Как же ты можешь требовать логическое мышление от собаки?!
- А что же мне тогда делать? Я ж поиграть хочу. Ждать, пока Ралли уснет?
- Ну если ты считаешь его вожаком нашей стаи, то ты должен постраиваться под его ритм жизни.
- А если вожак мама? И ее сейчас нет дома?
- Значит кто-то "исполнительный обязанностей" вожака.
- Кажется, я понимаю. – лицо брата просветлело. – Когда я с Ралли один на один, то вожаком должен быть я в его глазах. Так? И бесполезно ему говорить, чего НЕ делать. Он ожидает, что я, как вожак, предложу ему альтернативу.
- Вот именно. Это ты понимаешь, когда Ралли тебе мешает, а когда помогает расслабиться. Поэтому, когда ему нельзя на диван, увлеки его занятием на полу – благо у него много игрушек и долгоиграющих косточек.
Так Костя понял, что "вожак" понятие по ситуации. Ты можешь быть серой мышью в одном окружении и блистательным лидером в другом. Соответственно и спрос. От лидера ожидают решительности и ответственности. Лидером быть почетно и нетривиально.

Ралли преподал Косте хорошие уроки на всю жизнь:
1. Животные изначально умеют принимать мир, как он есть и приспосабливаться под него. Люди часто пытаются изменить окружение под себя. Терпят крах и пытаются снова.
2. Люди и животные движимы основными инстинктами. Доброе слово и кошке приятно. И собаке. И человеку. Тем более лакомство или все, что удовлетворяет основные инстинкты.
3. Животным и людям можно привить условный рефлекс, не мыслительную автоматическую реакцию на раздражитель.
4. Людям и животным бесполезно запрещать. Нужно предлагать альтернативу.
5. Среди людей и животных либо ты ведомый и с тебя взятки гладки. Либо ты вожак и несешь ответственность за стаю.
6. Если Пирамида Маслоу и работает среди людей, то среди того малого их числа, которые владеют логикой, способностью к эмпатии, тягой к прекрасному, и  другими не свойственными животным качествам.




В предыдущих сериях:

Костя: про козла
Костя: про день рождения
Костя: про велосипед
Костя: про гордость
Костя: про любовь - 1
Костя: про любовь - 2
Костя: про Новый год
Костя: про деньги
Костя: про ситуации
Костя: про рычажок
Костя: про большинство
Костя: про собственничество
Костя: про дружбу
Костя: про танцы
Костя: кем стать?
Костя: о призмах и мозгах
Костя: за успех!
Tags: Костя, жизнь, отношения
Subscribe

  • Налетай, не скупись...

    Несравненная co1ombina нашла он-лайн рисовалку. Ну а я, по ее словам, "нарвался" на шарж. Авиаветеринар с локатором,…

  • Революция, о которой так долго говорили...

    Ура, леди, джентльмены и товарищи! Наконец-то я нашел единомышленника. Мощного и умного. Единомышленник об этом не догадывается, правда, но оно и…

  • Очень! Всем!

    Не могу не сослаться на неотравленное письмо. Актуально и отлично подано!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments